В прошлую субботу мы ходили на день памяти потерянных малышей, о котором я уже упоминала в своих записях – Une fleur – une vie.
В течение всего дня на площади перед мэрией 15 округа в Париже можно было оставить розу в память о малыше, написать его имя, поучаствовать в творческих мастер-классах и пообщаться с представителями ассоциаций, помогающих людям пережить перинатальную утрату.
Сложно сдержать слезы, глядя на количество цветов в этом памятном букете.
Сложно говорить, когда приятная дама из ассоциации спрашивает имя нашего малыша.
Сложно не всхлипывать, слушая выступление психиатра и психотерапевта Christophe Faure, посвященное жизни после утраты. Как жить дальше?
Когда притупится боль? Заводить ли другого ребенка? Как решиться на новую беременность? Когда? Какое место займет потерянный ребенок в семье? Вдруг мы его забудем? А вдруг мы больше не сможем иметь детей? А вдруг мы снова потеряем ребенка? Как говорить об ушедшем малыше с его братьями и сестрами? Как отвечать на вопросы окружающих о количестве детей в семье? Как общаться с близкими в процессе новой беременности?
Оказалось, что мне очень нужна была эта конференция.
Во-первых, это именно тот формат, который мне подходит. Я, как и прежде, не могу и не хочу ходить на групповые встречи родителей, переживающих утрату, не могу и не хочу ходить на консультации психолога, потому что я не хочу говорить. Никто меня никогда не утешит, и никто мне не вернет этого ребенка. Так что толку говорить о своих чувствах, тем более с чужими людьми? Не хочу говорить. А в группах и на консультациях надо говорить, а не просто слушать. Я, напротив, хочу просто слушать. Вот как здесь.
Во-вторых, несмотря на то, что практически каждая фраза психотерапевта настолько отзывалась в душе, что приходилось прикладывать усилия, чтобы не разрыдаться, я услышала целый ряд полезных и важных для себя вещей.
Я и раньше была благодарна людям, которые организуют данное мероприятие, но теперь я их еще больше ценю, прочувствовав на себе ту душевную атмосферу, которая царила в этот день в этом месте, то благотворное влияние, которое оказала эта акция на меня, и тот жизнеутверждающий эффект, которым обладала конференция.
Да, эмоционально было нелегко, ведь вся боль утраты была реактивирована. Но она реактивируется и во многих других ситуациях, и это нормально. Более того, так в моей жизни теперь будет всегда.
Надо понимать, что вместе с этими болезненными эмоциями одновременно переживаются и приятные, я бы даже сказала, счастливые моменты. Точно так же, как и в момент родов. Несмотря на всю трагичность ситуации, мы были счастливы, как счастливы родители при рождении своих живых детей. Это уже на следующий день пришло осознание, что мы с ним прощаемся навсегда, а в первый день было какое-то сюрреалистичное сочетание горя и счастья.
И так же в этот день памяти – было больно и горько, было много слез, но вместе с тем было приятно думать о нашем малыше. Добавлять цветы в букет в память о нем. Писать его имя и крепить на стенд. Осознавать, что мы всегда будем его помнить, и он всегда будет важен для нас. Наш Дионис.
P.S. Выкладываю запись конференции.