Раньше, когда у меня была только одна собака (Мика, сейчас ей 11 лет), она всегда оставалась для меня малышкой. Я так и называла ее «маленькая моя», «малыш».
С появлением второго питомца (Майна, 8 месяцев) мое восприятие естественным образом поменялось, как бы я ни старалась сохранить Мику в образе маленькой собачки.
Мамы двух (и более) детей меня поймут.
Когда между собой мы говорим о собаках, мы называем их кодовыми именами «маленькая собака» (la petite) и «большая собака» (la grande). В противном случае, услышав свою кличку, они подумают, что их позвали – не иначе, чтобы лакомством угостить.
Скажу вам правду: обе собаки теперь отзываются на обе клички.
Ну а как же иначе? Вдруг хозяева косточку приготовили, а тебя не позвали? И команды выполняют обе, независимо от того, кому было велено.
В кинологических книгах пишут, что собаки имитируют поведение окружающих (других собак, людей…), и в этом есть как плюсы, так и минусы.
Потому что с одной стороны, собаки могут научиться положительным паттернам поведения от второй собаки, но с таким же успехом они переймут и все вредные привычки.
И теперь, глядя на наш участок, напоминающий поле битвы после боя, в ямах, в закопанных тропинках, в цветастых кусочках истерзанных игрушек (и оставленных без присмотра предметов) и без единой травинки, без всходов посаженных мной осенью луковиц (а я еще помню, как у меня болела спина), без кустов цветущих гортензий (можно продолжать бесконечно), я думаю:
Ну почему, почему la petite не стала имитировать Мику, которая вообще редко выходит в сад? А если и выходит, то уж никак не трогает мои посадки. И не выдергивает из земли заграждения.
Почему она решила имитировать меня, думая, что я в саду только и делаю, что копаю ямы?
Со старшей же мы в процессе решения другой воспитательной задачи, неожиданно возникшей после нашего переезда в двухэтажный дом.
Мика не любит подниматься на второй этаж, да и сложно ей это уже. Но и спать в одиночестве не может. Эмпирическим путем мы выяснили, что психологически ей спокойнее, когда кто-то спит внизу, на первом этаже – тогда она не просыпается в тревогах, может попроситься на улицу, если внезапно у нее возникла такая потребность. Когда же она остается одна, эта потребность у нее возникает каждую ночь, причем подняться в спальню и попроситься она не успевает. Или не хочет. Или не может – я не знаю.
И вот я уже который месяц сплю в гостиной на диване, размышляя над вариантами решения этой проблемы, и думаю:
Ну почему, почему la grande не имитирует Майну, которая 3 месяца назад научилась самостоятельно открывать дверь, чтобы выйти на улицу?
Закрывать дверь за Майной не научился никто, кроме меня. Только муж иногда меня имитирует.
Хорошо, что скоро лето.
P.S. У кого-нибудь есть идеи, как заставить младшую спать внизу со старшей и открывать ей дверь на улицу в случае чего?